С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Закон №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внесенные Федеральным законом №277-ФЗ от 03.07.2016.
Новые нормы направлены на повышение открытости и доступности для предпринимателей нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), включая информацию об организации и о проведении проверок.
При организации некоторых видов государственного контроля (надзора) в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов акцент делается на применении риск-ориентированного подхода.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности организации, ИП и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (пункт 2 статьи 8.1 Закона №294-ФЗ).
Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска — также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований. Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 №806.
К видам государственного контроля, которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода относятся федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный надзор в области связи.
При осуществлении указанных видов контроля может быть предусмотрено использование индикаторов риска нарушения обязательных требований при принятии решения о проведении внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю.
Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети «Интернет» (часть 8 статьи 8.1. Закона №294-ФЗ).
Новеллой Закона №294-ФЗ являются нормы о мероприятиях, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, предусмотренные в статье 8.2. Закона.
В целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:
- обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
- осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований органы государственного контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
- обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.
При поступлении в орган государственного контроля обращений и заявлений (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований соответствующий орган государственного (муниципального) контроля имеет право объявить предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (вместо привлечения к ответственности) в следующих случаях:
- если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, установленных правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства;
- если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, установленных правовыми актами, привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий;
- если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.
Орган государственного (муниципального) контроля также предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок.
По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного (муниципального) контроля ежегодных планов.
Утвержденный руководителем органа контроля (надзора) ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного (муниципального) контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного (муниципального) контроля и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного (муниципального) контроля об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок.
Органы государственного (муниципального) контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного (муниципального) контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Генпрокуратура опубликовала отчет о рассмотрении проектов планов проверок контролирующих органов на 2017 год. Так, из предложенных почти 460 000 мероприятий по контролю в отношении субъектов предпринимательства прокуроры согласовали лишь 386 000 проверок, запланированных контролирующими органами всех уровней.
Контролеры продолжают включать в план проверок добросовестных субъектов малого предпринимательства, проведение которых находится под запретом. С 2017 года контролеры сами должны отслеживать, чтобы в план проверок не попали юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. Запрет на проведение плановых проверок малого бизнеса действует до 31 декабря 2018 года. Если в такую компанию все же придут с плановой проверкой, то ее результаты будут недействительны.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного (муниципального) контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного (муниципального) контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица (при его наличии).
Комитет Госдумы по экономической политике предлагает дополнить статью 10 Закона №294-ФЗ еще одним основанием, по которому прокуратура может отказать контролерам проводить внеплановую проверку. Так, поправкой предлагается дополнить статью новым пунктом 7 – «отсутствие выявленных органом контроля нарушений по результатам предшествующей плановой проверки, включённой в план текущего года». В пояснительной записке отмечается, что за период с 2013 года наблюдается устойчивый ежегодный рост количества внеплановых проверок юридических лиц по сравнению с плановыми. Так, доля внеплановых проверок в 2015 году составила 66%, что значительно выше, чем, например, в 2013 году.
Новыми являются части 11.1-11.5 статьи 9 Закона №294-ФЗ, предусматривающие возможность применения при осуществлении контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов).
Положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения отдельных видов государственного (муниципального) контроля может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного (муниципального) контроляпроверочных листов.
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) разрабатываются и утверждаются органом государственного (муниципального) контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ, и включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, ИП обязательных требований, составляющих предмет проверки.
В соответствии с положением о виде государственного (муниципального) контроля перечень может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к юридическому лицу, ИП обязательные требования, либо ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При проведении проверки с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов) заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов) прикладывается к акту проверки.