23.04.2021 г. в Санкт-Петербурге завершил работу II Форум «РОССИЙСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ АВИОНИКА — 2021»

23 апреля 2021 г. в Санкт-Петербурге завершил работу II Форум «РОССИЙСКАЯ СОВРЕМЕННАЯ АВИОНИКА — 2021», посвященный выработке решений и ответов на вызовы, стоящие перед авиа- и вертолетостроителями.

В работе Форума приняли участие около 200 делегатов из всех регионов России — от Дальнего Востока до западных границ: представители госкорпораций, авиационных заводов, авиакомпаний и компаний по производству бортового радиоэлектронного оборудования, профильных НИИ и вузов.

Ключевым мероприятием в архитектуре деловой программы стала пленарная дискуссия «Российская современная авионика». Перед ее участниками стояли три ключевых вопроса: «Какое влияние на рынок авионики окажут масштабные процессы, происходящие сегодня в отрасли — развитие БПЛА, пандемия, правительственный курс на снижение зависимости от иностранных производителей оборудования и комплектующих?»; «Возможны ли в ближайшее время в секторе авионики прорывы и на каких направлениях?»; «Что станет локомотивом развития направления: наука, промышленность или запрос рынка?».

«На форуме мы с коллегами обозначили комплекс проблем, о которых все знают, но мало кто решается их озвучить. Это тормозит и ограничивает развитие авионики, что не только касается производителей авиационного оборудования, но и всей авиационной отрасли в целом», — считает Сергей Бабуров, Первый заместитель генерального директора Института авиационного приборостроения «Навигатор».

Николай Федоров, руководитель направления и главный конструктор по бортовому радиоэлектронному оборудованию холдинга «Вертолеты России» полагает, что развитие беспилотных летательных аппаратов является ключевой задачей авионики. Сегодня беспилотники уже стали средством грузоперевозок, которому, безусловно, требуется дальнейшее развитие и совершенствование в плане массогабаритных показателей. «Поскольку беспилотники — это квинтэссенция всего развития, в рамках этой тематики, когда мы поймем насколько можем доверять технологиям, которые ложатся в основу „беспилотья“, будем переходить от перевозки грузов на сегмент пассажироперевозок», — подчеркнул Николай Федоров.

Регулирование авиационного пространства — еще один вызов, отмеченный всеми экспертами. Разделение большой, малой и беспилотной авиаций может серьезно влиять на рынок авионики. Количество летательных аппаратов, которые в ближайшем будущем поднимутся в небо, ставит перед разработчиками новые задачи по созданию систем обнаружения, технического зрения и безопасности полета.

Почетный гость форума летчик-космонавт РФ, Герой России Сергей Авдеев предложил специалистам обратиться к опыту космонавтики: «Космическая отрасль давно использует беспилотные летательные аппараты — спутники. Эксперименты с роем спутников ведутся во всем мире и уже накоплен определенный интеллектуальный багаж. Для эффективной эксплуатации дронов в космосе крайне важно отработать все решения на земле».

Влияние беспилотных систем на авиационный рынок в целом и сегмент авионики в частности отметили все участники Форума. Именно это направление эксперты считают прорывным. В качестве сопутствующей технологии успешного развития был выделен искусственный интеллект. Наука была единогласно определена драйвером становления новых технологий, внедрение которых дает возможность становиться лидерами.

Деловая программа Форума продолжилась презентациями, докладами и их открытым обсуждением. Был затронут весь спектр проблем авиа- и вертолетостроительной отраслей, а также смежных областей: вопросы разработки и модернизации комплексов бортового оборудования, бортовых многофункциональных систем, систем безопасности полетов, индикации, навигации и посадки, проблемы минимизации количества иностранных комплектующих на производстве.

Были выработаны предложения по развитию авиационной отрасли. Конструктивный диалог участников Форума свидетельствует об укреплении доверия между всеми членами производственной цепи: от заказчиков до сертифицирующих и надзорных органов.

По итогам Форума был запротоколирован ряд предложений, которые необходимо перевести в конкретные меры, направленные на поддержку и развитие отрасли. Среди них необходимо выделить следующие:

  • для обеспечения требуемого уровня безопасности полетов гражданской авиации, повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной авиационной продукции в целом, необходимо при поддержке Росавиации и Минпромторга инициировать проведение ОКР по созданию и налаживанию серийного производства ОЕМ-модулей Глобальной навигационной спутниковой системы в интересах всех российских разработчиков и производителей перспективной авионики;
  • для развития профессиональных компетенций молодых специалистов создать на базе АО «Навигатор» совместно с ведущими вузами при поддержке профильных министерств центр трансфера теоретических знаний в практические навыки.

«Многие из этих решений касаются не только России, они являются решениями международного уровня, поскольку у нас общее воздушное пространство с другими странами», — резюмировал Сергей Бабуров.

Второй день Форума ознаменовался работой молодежной секции. На площадке «Точка кипения — ГУАП» были подведены итоги конкурса молодежных проектов «Российская современная авионика». Молодые ученые представили свои проекты экспертам, студентам и специалистам авиастроительной отрасли.

«Благодаря работе Молодежной секции, мы получили много интересных идей, — отметил Сергей Бабуров. — Мы не только премировали ребят за участие и наградили победителей, но и пригласим их на работу: нам нужны талантливые и перспективные сотрудники».

Лауреатом конкурса стал Дмитрий Ярыгин (БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова) с проектом «Разработка систем обеспечения безопасной посадки вертолета на подобранные с воздуха площадки».

В тройку победителей вошли Екатерина Плотницкая (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») с проектом «Алгоритмы распознавания воздушных целей в полуактивной РЛС мониторинга воздушного пространства», Иван Сулин (СПбГУ ГА) с работой «Оптимизация способа перевода двоичного кода Грея в десятичный код» и Даниил Маджаро (ГУАП) с докладом, посвященным БПЛА «Автономное крыло «TELLUS».

Организатором Форума выступил АО «Навигатор» при поддержке Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.

© Автор: Гладких Сергей Рудольфович

Наверх ↑

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *