15 марта 2019 года принят Закон КНР «Об иностранных инвестициях»

15 марта 2019 года на второй сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва принят Закон КНР «Об иностранных инвестициях», вступающий в силу с 1 января 2020 года.

Как следует из преамбулы Закона, он принят в целях активного стимулирования иностранных инвестиций, защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов, упорядочения регулирования иностранных инвестиций, формирования новой архитектуры всесторонней открытости, обеспечения нормального развития социалистической рыночной экономики КНР.

Под иностранными инвестициями в Законе об иностранных инвестициях понимается инвестиционная деятельность, прямо или косвенно осуществляемая на территории КНР иностранными физическими лицами, предприятиями или иными организациями (далее именуемыми «иностранные инвесторы»), включая следующие ее формы:

  1. создание иностранным инвестором самостоятельно или совместно с другими инвесторами на территории КНР предприятий с иностранным участием;
  2. приобретение иностранным инвестором акций, долей в уставном капитале, долей в имуществе и иных подобных прав и интересов в китайских предприятиях;
  3. инвестирование иностранными инвесторами самостоятельно или совместно с другими инвесторами в новые проекты на территории КНР;
  4. осуществляемые иностранными инвесторами на территории КНР инвестиции в иных формах, установленных законодательством, подзаконными актами или решениями Госсовета КНР.

Под предприятием с иностранным участием в настоящем законе понимается созданное и зарегистрированное на территории КНР в соответствии с китайским законодательством предприятие, полностью или частично проинвестированное иностранным инвестором.

Согласно статье 4 Закона государство осуществляет регулирование иностранных инвестиций путем предварительного предоставления национального режима во всех отраслях, кроме включенных в негативные списки.

Под предварительным предоставлением национального режима понимается предоставление иностранным инвесторам и их инвестициям на стадии допуска на рынок режима, не менее благоприятного, чем предоставляется отечественным инвесторам и их инвестициям.

Под негативными списками понимаются установленные государством специальные меры регулирования допуска на рынок, применяемые к иностранным инвестициям в определенных отраслях. Государство предоставляет национальный режим инвестициям только в отрасли, не включенные в негативные списки.

Негативные списки утверждаются и публикуются Госсоветом КНР.

В тех сферах, где иностранные инвестиции ограничены в соответствии с негативными списками допуска иностранных инвестиций, иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиционную деятельность в случае выполнения предусмотренных негативными списками условий (статья 28 Закона).

В соответствии с абзацем первым статьи 36 Закона при осуществлении иностранным инвестором инвестиций в сферы, запрещенные для иностранных инвестиций в соответствии с негативными списками допуска иностранных инвестиций, уполномоченный регулирующий орган выдает предписание о прекращении соответствующей инвестиционной деятельности, срочном отчуждении акций и имущества и иных необходимых мерах для восстановления первоначального положения; при наличии неосновательного обогащения таковое подлежит конфискации.

При осуществлении иностранным инвестором инвестиционной деятельности в нарушение специальных ограничительных мер, предусмотренных негативными списками допуска иностранных инвестиций, уполномоченный регулирующий орган выдает предписание об устранении нарушений и принятии мер к выполнению предписанных негативными списками требований; в случае отказа устранить нарушение в установленный срок применяются положения абзаца первого статьи 36 Закона.

Уполномоченные органы Госсовета КНР по регулированию коммерции и инвестиций в соответствии с закрепленной компетенцией организуют работу по поощрению, защите и регулированию иностранных инвестиций; иные органы Госсовета КНР в соответствии со своей компетенцией осуществляют работу, связанную с поощрением, защитой и регулированием иностранных инвестиций.

Уполномоченные органы народных правительств уездного уровня и выше осуществляют работу по поощрению, защите и регулированию иностранных инвестиций в соответствии с компетенцией, установленной законодательством и подзаконными актами, а также распределением функций, утвержденным народным правительством соответствующего уровня (статья 7 Закона об иностранных инвестициях).

При этом иностранные инвесторы и предприятия с иностранным участием, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории КНР, обязаны соблюдать китайское законодательство и подзаконные акты, не должны создавать угрозу государственной безопасности Китая, наносить ущерб публичным общественным интересам (статья 6 Закона об иностранных инвестициях).

В главе 2 Закона об иностранных инвестициях указаны меры поощрения инвестиционной деятельности предприятий с иностранным участием. К ним, в частности, относятся:

  • при принятии законов, подзаконных актов и иных нормативных документов в сфере иностранных инвестиций предусмотрена обязанность в соответствующей форме запрашивать замечания и предложения предприятий с иностранным участием (статья 10 Закона);
  • государство создает и развивает систему обслуживания иностранных инвестиций, осуществляет консультирование иностранных инвесторов и предприятий с иностранным участием в части законодательства и подзаконных актов, мер государственной политики и информации об инвестиционных проектах (статья 11 Закона);
  • КНР по мере необходимости создает специальные экономические зоны, либо применяет в экспериментальном порядке в отдельных регионах меры регулирования иностранных инвестиций в целях поощрения иностранных инвестиций и расширения внешней открытости (статья 13 Закона);
  • КНР гарантирует предприятиям с иностранным участием право в соответствии с законодательством на равных основаниях участвовать в работе по разработке стандартов, усиливает информационную открытость и общественный контроль при принятии стандартов (статья 15 Закона);
  • государство в соответствии с законодательством гарантирует предприятиям с иностранным участием доступ к государственным закупкам на основе справедливой конкуренции. При осуществлении государственных закупок обеспечивается равное отношение к произведенной на территории КНР продукции предприятий с иностранным участием и оказанным ими услугам (статья 16 Закона);
  • предприятия с иностранным участием вправе в соответствии с законодательством осуществлять публичное размещение акций, корпоративных облигаций и иных ценных бумаг, а также привлекать финансирование иными способами (статья 17 Закона).

Меры защиты иностранных инвестиций в КНР определены в главе 3. К их числу относятся:

  • запрет на принудительное отчуждение государством иностранных инвестиций.
    В особых обстоятельствах государство в силу публичных интересов вправе в соответствии с законодательством произвести конфискацию или реквизицию инвестиций иностранных инвесторов. Конфискация, реквизиция должны производиться в соответствии с установленным законом порядком, со своевременным предоставлением справедливой и обоснованной компенсации;
  • принадлежащие иностранному инвестору на территории КНР капиталовложения, прибыль, прирост капитала, доходы от реализации имущества, плата за лицензионное использование интеллектуальной собственности, законно полученные субсидии и компенсации, доходы от ликвидации и т.д. могут быть в соответствии с законодательством свободно выведены с территории КНР в виде юаней или иностранной валюты (статья 21 Закона);
  • КНР охраняет интеллектуальную собственность иностранных инвесторов и предприятий с иностранным участием, защищает права и законные интересы правообладателей и иных управомоченных лиц; государство в соответствии с законом строго привлекает к юридической ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности.
    Государство поощряет в рамках размещения иностранных инвестиций осуществление технологического сотрудничества на добровольных началах и в соответствии с правилами торгового оборота. Условия технологического сотрудничества определяются по соглашению между участниками инвестиционных отношений в соответствии с принципами справедливости и равенства. Органы государственного управления и их сотрудники не вправе использовать административные средства для принуждения к передаче технологий (статья 22 Закона);
  • в отсутствие установленного законодательством или подзаконными актами основания запрещается ограничивать права и законные интересы иностранных инвесторов либо налагать на них дополнительные обязанности, устанавливать условия доступа на рынок или выхода с рынка, а также вмешиваться в нормальную производственно-хозяйственную деятельность предприятий с иностранным участием (статья 24 Закона);
  • государство создает рабочий механизм по рассмотрению жалоб предприятий с иностранным участием, своевременно урегулирует проблемы, доведенные предприятиями с иностранным участием или их инвесторами, координирует совершенствование соответствующих мер государственной политики.

Предприятие с иностранным участием или его инвестор, полагающие, что действия и решения органа государственного управления или его сотрудников нарушают их права и законные интересы праве также в соответствии с законодательством обжаловать указанные действия и решения в административном порядке, либо инициировать разбирательство в порядке административного судопроизводства (статья 26 Закона).

Новый Закон об иностранных инвестициях вступает в силу с 1 января 2020 года. Одновременно признаются утратившими силу Закон КНР «О паевых совместных предприятиях», Закон КНР «О предприятиях с иностранным капиталом» и Закон КНР «О контрактных совместных предприятиях».

Созданные до 1 января 2020 года в соответствии с Законом КНР «О паевых совместных предприятиях», Законом КНР «О предприятиях с иностранным капиталом» и Законом КНР «О контрактных совместных предприятиях» предприятия с иностранным участием могут сохранить прежнюю организационно-правовую форму в течение пяти лет с момента вступления в силу нового Закона об иностранных инвестициях.

© Автор: Гладких Сергей Рудольфович

Наверх ↑

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *