Право собственности в Крыму

В связи с подписанием Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» возникает необходимость адаптировать нормативно-правовую базу субъектов к действующему российскому законодательству.

Рассматривая вопрос государственного и муниципального управления объектами собственности на территории Автономной Республики Крым до 16 марта 2014 г., следует отметить, что право собственности регулировалось украинским законодательством. В Гражданском кодексе Украины (далее - ГКУ) определено право собственности украинского народа (ст. 324 ГКУ), право частной собственности (ст. 325 ГКУ), право собственности государства Украина (ст. 326 ГКУ) и право собственности территориальных громад (право коммунальной (муниципальной) собственности) (ст. 327 ГКУ).

Отличительной особенностью ранее действовавшего в Автономной Республике Крым законодательства является выделение права собственности украинского народа на такие объекты, как земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы и так далее. Данный перечень объектов права собственности народа является исчерпывающим. От имени народа права собственника на природные объекты осуществляют исключительно органы государственной власти и местного самоуправления в пределах компетенции. В этой связи система управления собственностью на уровне конкретного муниципалитета, особенно в рекреационных зонах Крымского полуострова, была недостаточно эффективна, так как практическая реализация права всего народа «в соответствии с законом по своей воле» вступает в противоречие с правом государственной и коммунальной собственности на конкретные объекты.

Формирование новой системы управления собственностью (в том числе земельными участками) на уровне муниципалитетов, находящихся в составе Республики Крым, является актуальной. Проблема усложняется недостаточной ясностью применения принятых и принимаемых нормативных актов, сложностью перехода и перестройки от украинского законодательства и правоприменительной практики к российским правилам.

Возрос интерес потенциальных покупателей недвижимости в Крыму из российских регионов. Команда юристов Центрального крымского офиса готова оперативно и компетентно оказать следующий спектр услуг по вопросам собственности в Крыму:

- консультации по вопросам наследственного права, включая признание действительности завещания либо его изменение или отмена, а так же внесение изменений в БТИ и кадастровой палате;

- консультации по жилищному праву, включая вопросы перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, вселения и выселения в жилое помещение по решению суда, защиты прав собственника и определение долей пользования имуществом;

- консультации по земельному праву, включая вопросы смены разрешенного вида использования имущества, защиты прав землепользователей в судебном и досудебном порядке, осуществление экспертной оценки, кадастрового учета недвижимости и земельных участков, подготовки технического и межевого плана, получение разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, регистрации и перерегистрации прав на имущество.

- юридическое сопровождение сделок, помощь при составлении и оформлении документов;

- представление интересов в судах общей юрисдикции, а также в арбитражных судах Республики Крым и города Севастополь;

- консультирование и представительство Доверителей в административном судопроизводстве и на всех стадиях уголовного процесса.